Я тоже был молодой, хотя беспечность моя прошла на много раньше, чем у большинства моих сверстников, молодость, ее бесшабашность и бесстрашие брала свое. В то сложное для всех нас время жили мы в одном небольшом городке, где все люди делились на две категории, на тех, кто работал в шахте и тех, кто перебивался с копейки на копейку. Конечно, были еще и бизнесмены с их наемными рабочими, но я из этой категории только что выпал.
Тотальная безработица и необходимость содержать молодую ячейку нашего общества загнала меня добывать полезное ископаемое. Было оно полезным только в масштабах человечества, но для конкретных людей, особенно для тех, кто его добывал и перерабатывал, оно было больше вредным, нежели чем полезным. Ну да, это все присказка к истории, которую я хочу сегодня рассказать.
Залегает то самое ископаемое на большой глубине и простой совковой лопатой его ну никак не добыть, а потому, для этого дела ведут глубинные разработки, именуемые шахтами. Вот в одной из таких шахт и осуществлял я свою трудовую деятельность в статусе подземного крепильщика. Был шахтером, проще говоря.
Это отсюда, с поверхности, все шахтеры кажутся одинаковыми, в каске, робе и резиновых сапогах и с фонарем на голове. А на самом деле каждый из них выполняет свою работу, несет свою функцию. Есть шахтеры, которые добывают этот самый минерал, непосредственно вскрывая рудоносные жилы, перелопачивая в его поисках тонны пустой породы. Есть те, кто это все вывозит на поверхность, есть свои машинисты локомотивов и буровики с монтажниками.
Многие из них имеют постоянное место работы. Пришел человек в шахту в юном возрасте, поставили его к буровому станку в блоке, и работает он всю жизнь у этого станка, перетаскивая его из угла в угол по своему блоку. Он шахтер и знает, как пройти к своему блоку по верхнему горизонту, где у их бригады комната отдыха и склад. И по нижнему горизонту, где у их блока откаточный орт, куда рудоспуски приводят. Но при попадании на чужой горизонт, особенно в отдаленные его части, такому работнику уже проводник нужен. Да и не попадет он туда, не надо оно ему.
Про тот участок, на котором довелось поработать мне, говорят, что это самые опасные люди в шахте. Специфика работы заставляла изучить чуть ли не весь рудник, побывать в разных ортах, блоках и штреках. Ведь не простой был у нас участок, а ремонтно-восстановительный, хотя само ископаемое мы не добывали, но бесперебойную работу всего рудника обеспечивали. Мы устраняли разные нехорошие явления, типа обрушений, просыпаний и выливаний. Пробивали заторы, отводили грунтовые воды, чистили стоки, восстанавливали откаточные пути и делали еще массу полезных дел. Работа там, где скажут, и не имея постоянного места дислокации.
Времена были сложные и снабжение работяг немного хромало. Нет, у нас были хорошие сапоги, куртки, штаны. Отлично работали душевые, сушилки и постирочные. Но вот с фонарями были проблемы. Старые фонари пришли в негодность и руководство снабдило нас новыми. Вот только фонари эти были китайского производства и на всю смену их света не хватало. Поэтому их заряд мы берегли и использовали только для прохода к месту работы и обратно, работая при свете установленных переносных светильников.
В тот день мы устанавливали вентиляционную перемычку. Проще говоря, нужно было заложить одну выработку блоками, чтобы нагнетаемый в шахту воздух шел в блок к шахтерам, а не проходил мимо по пути наименьшего сопротивления. Работа простая, бригада хоть и не большая, но опытная. Мы принесли инструменты, подготовили площадку и кому-то надо было идти к грузовой клети, чтобы встретить вагонетку с шлакоблоками, которую должны были спустить на наш горизонт с поверхности.
Как определить, кто из четырех человек бригады пойдет встречать ценный груз, а кто останется доделывать площадку и перетаскивать песок ближе к месту будущего замеса раствора? Тут все просто, кого бригадир пошлет. Но есть существенная разница в работе, поэтому желающих на пешую прогулку всегда больше, чем тех, кто хочет таскать песок. Даже несмотря на то, что идти нужно почти два километра. На помощь пришли карты. Кто победил, тот и выиграл удивительное путешествие.
Это относительно честный способ определения победителя. Здесь можно проявить волю к победе и выиграть даже с плохой картой. В тот раз повезло именно мне. Поэтому, взяв самый заряженный из фонарей бригады, я выдвинулся в темноту.
Идти было легко, ведь в шахте все горизонты почти ровные, без спусков и подъемов. К тому же по старой, уже давно оборудованной выработке, где есть хорошая и безопасная бетонная дорожка для пеших прогулок.
Фонарь сел примерно в половине пути, когда уже не было разницы, возвращаться или идти вперед. Причем не просто фонарь сел, это было бы заметно, он бы помигал, потускнел. В фонаре сгорела лампочка, а запасных в то время еще ни у кого не было. Представляете, идешь так, никому не мешаешь и вдруг раз и темнота! Кромешная, ватная темнота, в которой ничего нет.
В темноте останавливается время и обостряется слух. Вакуум, ощущение почти полета. Под ногами твердая поверхность и все, больше ничего нет. Рука, вытянутая в сторону, ничего не находит. Глаза ничего не видят.
На поверхности земли такой темноты не бывает. Даже ночью, даже в безлунную ночь. Здесь вы всегда увидите очертания, сгущение темноты, звезду или огонек вдалеке. Даже вода в темноте виднее. Там, на глубине четыреста шестьдесят метров, другого света нет.
Но нужно продолжать путь. Самое безопасное, это отодвинуться от стены ближе к середине. Причем, посередине пути идти тоже нельзя, может выехать электровоз из-за угла и сбить такого вот, бредущего в темноте оленя. Вспомнив рассказы старых шахтеров, я нашарил ногой край бетонированной тропинки. Второй ногой нашел рельс местной железной дороги и так пошел вперед. Шаркающей походкой, находя ногой тропику, другой ногой проводя по рельсу.
Темнота дарит страхи, рождает в себе образы. Вот, показалось, что темнота сгустилась, хотя гуще уже и некуда. Вот показалось, что кто-то смотрит на тебя из темноты. Ты хлопаешь глазами, всматриваешься, но не видишь разницы. Открываешь глаза, закрываешь — никакой разницы.
Через время, не скажу через сколько, в голове возникает вопрос: а как сейчас мои глаза, они открыты или закрыты? И ты тянешься пальцами и касаешься своего лица, вздрагиваешь и отводишь руку. Тычешь пальцем в глаз — глаз был открытый и теперь его больно! Шаркаешь вперед и думаешь, почему ты не отдернул голову? Потому что ты не видел опасности! Темнота выключает половину инстинктов.
На стволе, в том месте, где на горизонт опускается с поверхности клеть, горит одинокая лампочка. И ты видишь из темноты, как суетятся люди возле клети, выталкивая из нее вагонетку, груженную шлакоблоками. Ты видишь, потому что ты хочешь увидеть. Видишь, как электровоз цепляет вагон и едет тебе навстречу. Машинист тебя еще не видит, луч его головного фонаря не добивает до тебя, а посветить навстречу тебе нечем. Но дальше можно не ходить, машинист тебя подберет.
Вместе мы вернулись к моей бригаде. Пока меня не было, они принесли три ведра песка и наполнили единственное ведро водой. Теперь довольные собой, играют в карты, ожидая меня с вагоном.
-Я больше не пойду встречать вагон — объявляю я — там темно, очень темно. Мне протягивают флягу со сладким чаем, булочку с маком.
Я разламываю булочку пополам, половину протягиваю машинисту. За его плечом, там, за кругом света, клубится темнота. Она зовет, манит, она больше не пугает, теперь мы друзья.
Подписаться на обновления автора
Поделиться с друзьями. Сохранить историю в закладки